Перейти к публикации
nissan-stmotors.ru

FOX

ZX Spectrum исполняется 30 лет!

Рекомендованные сообщения

004ca956a81db69a39e57c62731d9686.jpg

Первому популярному "домашнему" компьютеру исполняется 30 лет. 23 апреля 1982 года английская компания Sinclair Research на основе микрочипа Z80 создала 8-разрядный компьютер ZX Spectrum. В начале 1980-х «ZX Spectrum» был одним из самых популярных компьютеров в Европе, а его многочисленные клоны в начале 1990-х получили широкое распространение на территории бывшего СССР/СНГ. Благодаря невысокой цене, за первые 17 месяцев было продано более миллиона этих машин. Низкая стоимость компьютера обусловлена рядом факторов: использованием технологии ULA (Uncommitted Logic Array), с помощью которой большая часть схемы размещалась в одном чипе; низкими техническими и пользовательскими характеристиками, по сравнению с более дорогими компьютерами того времени; использованием бытового телевизора в качестве монитора и магнитофона в качестве внешнего накопителя.

«Sinclair ZX Spectrum» был представлен в апреле 1982 года в двух вариантах — с 16 и 48 КБ оперативной памяти.

«ZX Spectrum 48» имел 16 КБ ПЗУ, в которые был прошит диалект языка Бейсик, так называемый Sinclair BASIC. Эта же программа ПЗУ обеспечивала базовый ввод-вывод и пользовательский интерфейс. Системными процедурами (например, печатью на экран) можно было воспользоваться из машинного кода, вызвав их по абсолютным адресам. Архитекторами компьютера была принята политика не изменять программу ПЗУ, несмотря на наличие в ней ошибок. Расположение такой «операционной системы» и языка программирования в постоянной памяти обеспечивало перезагрузку компьютера за пару секунд, включая тестирование ОЗУ, и, что важно, уменьшало размер программ (программист мог использовать «стандартные» процедуры ПЗУ, не расходуя доступную оперативную память и не теряя при этом совместимость).

Первая модель «ZX Spectrum» имела недорогую в производстве клавиатуру, состоящую из 40 резиновых клавиш. Характерной её особенностью была многофункциональность: алфавитно-цифровые клавиши имели до семи значений в различных режимах. При этом режим ввода отображался с помощью курсора. Такими режимами были: L — для ввода строчных букв, C — для ввода заглавных букв, K — для ввода основных ключевых слов BASIC, E — для ввода дополнительных ключевых слов и операторов и G — для ввода псевдографических, управляющих символов и символов, определённых пользователем. Режим переключался как автоматически, так и с помощью управляющих клавиш Caps Shift и Symbol Shift. Например, в начале набора BASIC ждёт номер строки или команду, поэтому курсор находится в режиме K. Однократное нажатие клавиши «G» в таком режиме приведёт к автоматическому вводу оператора GO TO. После этого курсор перейдёт в режим L и позволит набрать число, имя переменной по буквам или математическое выражение (в том числе с помощью режима Е). Более поздние модели (начиная с ZX Spectrum 128) позволяли в качестве альтернативы набирать команды языка по буквам.

Не менее характерным был единственный графический режим компьютера при отсутствии текстового. Цвета (8 цветов и два уровня яркости, плюс атрибут мерцания) и собственно графика хранились в разных участках памяти. При этом, хотя графическое разрешение составляло 256×192 точек, цветовые атрибуты задавались по знакоместам. Каждое знакоместо размером 8×8 пикселей могло иметь только два приписанных ему цвета (называемые цветами «чернил» и «бумаги» в Sinclair BASIC) и по одному атрибуту яркости и мерцания. Таким образом, область 8×8 пикселей кодировалась 9 байтами ОЗУ (8 байт — побитовая картинка 8×8 пикселей, 1 байт — атрибуты цвета: 3 бита — цвет знака, 3 бита — цвет фона, 1 бит повышенной яркости и 1 бит мерцания знакоместа). Такая организация вызывала определённые сложности (конфликт атрибутов) при создании компьютерной графики. С другой стороны, малый объём экранной памяти (около 7 КБ) позволял быстрее обновлять экран и увеличить долю ОЗУ, используемую «собственно программой», что было существенно для компьютерных игр. Кроме того, особая организация графического режима позволяла сильно оптимизировать вывод текста при отсутствии текстового режима.

Первые модели ZX Spectrum имели однобитный выход звука через встроенный динамик. Воспроизведение музыки, особенно многоголосной, требовало использования почти всего времени процессора, так как звук полностью генерировался программно. В модели ZX Spectrum 128 была добавлена микросхема звукогенератора AY-3-8912, позволяющая воспроизводить трёхканальный звук без больших затрат процессорного времени. Подключение этой микросхемы также было возможно и для моделей с объёмом памяти 48 КБ.

http://www.cybersecurity.ru/hard/149399.html

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

NNservice.ru

Мой первый компьютер - советский клон спектрума - БК Дубна-48К, а затем Символ-128К. Сколько часов было проведено за играми и программированием, сколько приятных моментов, когда игра пройдена или программа заработала как надо!

По экономичности расходования памяти, наверное, это чемпион среди компьютеров всех времен. Полноцветная картинка 256х192 с 16 цветами, умещающаяся в 6912 байт - если подумать, это покажется невероятным. А хранение строк! Для обозначения конца строки даже не нужен лишний символ /0 - конец обозначается сдвигом кода последнего символа в верхнюю часть кодовой таблицы, вот так выжимался каждый байт во времена 48Кб памяти :)

Эх, ностальгия...

exolon.jpg

bomb.jpg

nether.jpg

fist.jpg

  • Upvote 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я был мега крут у меня была версия 128к "Пентагон" и дисковод размером с современный системный блок и дискеты 5" вот это весч, а мафон как звучал пии...и.и..иииии.)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я был мега крут у меня была версия 128к "Пентагон"

Я о таком мечтал несколько лет, пока, наконец, родители не подарили на день рождения Символ-128К пензенского производства с встроенным дисководом 5.25", музыкальным сопроцессором AY-8910 и нормальной клавиатурой! Вот это был один из счастливейших дней в жизни :D

Самое главное, конечно, это был дисковод и операционная система TR-DOS, и не надо было ждать по 5 минут загрузки игрушек, вот это был кайф! И магическая кнопка, которая позволяла одним нажатием сохранить всю память в файл "@" и потом с того же места играть, или выдернуть красивый экран.

Еще очень нравился графический редактор ART STUDIO, это был просто шедевр для того времени - оконный интерфейс, куча инструментов, заливка и т.п., встроенный редактор шрифтов, я постоянно что-то в нем рисовал.

Эх, надо бы скопировать с 5.25" дискет все "шедевры" на память, если они еще читаются.

Только проблема найти дисковод такой уже...

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Была такая страница... особой популярностью у друзей-счастливых совладателей ZX пользовалась моя Весна двухкассетная - и переписать можно и грузила без проблем. Товарищи в очередь в гости стояли - чтобы прикоснуться к прогрессу...Потом был Поиск (с двумя дисководами, джойстиками, мышью - такая доска в которую втыкались контроллеры всех устройств - считаю самым выгодным вложением - ибо для его покупки были проданы на Луже ваучеры (была такая обманная хрень) Все это лежало на столе и подключалось к телевизору с самопально спаянным НЧ входом... На работе "юзали" ДВК. А потом обломилась 1841 (военный вариант 1840) - винт на 20!!!! метров. ЦГАшный моник!!!! А какой замечательный принтер был - Роботроновский Д-100. 9 иголками лупил через 5 калек!!!!! Был не катридж, а обыкновенные катушки от печатной машинки.... ну а дальше...моноблок IBM8086, 286,3,4, Р и т.д. по списку....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

да, было дело, я по спектрому сам слюни пускал, а потом в Киев с батей к родственникам поехал и там мне батя купил Поиск. Потом сам собрал 386, 486 ну и по списку :) но самый первый комп это был такой: МИКРОША назывался http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%...%BE%D1%88%D0%B0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот они настоящие маньяки))) Кстати яуза тоже неплохо кушал кассеты)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот они настоящие маньяки))) Кстати яуза тоже неплохо кушал кассеты)))

У меня был Ритм, эх я и мучился. Отвертка для подкручивания головки и пузырек одеколона для протирки - это было маст хэв :P

А еще, помню, у друга отец собрал самодельный спектрум, и у него было какое-то навороченное ПЗУ, которое позволяло турбо-загрузку, и у него игры хранились не на кассетах, а на катушках, и он включал на катушечном магнитофоне вторую скорость, и они грузились с дикими пиcками в 2 раза быстрей - вот я ему завидовал :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С чего начинал я:

1. РК86

2. Апогей

3. ZX Spectrum 48к

4. ZX Spectrum 128к Пентагон

5. Рембо

Igrovie-pristavki-i-igri-342.jpg

6Денди

Igrovie-pristavki-i-igri-275.jpg

7. Sega Bitman

Igrovie-pristavki-i-igri-336.jpg

кто помнит еще был мега кей дабы все игрушки шли)))

Igrovie-pristavki-i-igri-273.jpg

8. Панасоник вот это была тема

Igrovie-pristavki-i-igri-338.jpg

9.сега мега драйв2

Igrovie-pristavki-i-igri-245.jpg

10.Нинтендо

Igrovie-pristavki-i-igri-246.jpg

Далее плейстейшн, плейстешн 2 и на сегодняшний момент да да в 35 лет я все еще играю в X-Box 360, отдаем мелкую бабушке и гамаемся вдвоем с женой на телеке 47", ну или с друзьями на даче ставим во двор проектор и на стену дома экран и до 3часов ночи под вискарь и шашлыки)))

Блин вот ностальгия, щас эмуляторов наставлю в ноут)))

Вот еще кто помнит

Igrovie-pristavki-i-igri-213.jpg

Igrovie-pristavki-i-igri-209.jpg

DIZZY 2: Treasure Island обожал эту игруху)))

Igrovie-pristavki-i-igri-186.jpg

Igrovie-pristavki-i-igri-133.jpg

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эх, ностальгия...

fist.jpg

Какая знакомая картинка!!! Спасибо!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

некрофилы :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

некрофилы :)

Не-а!!! Это ностальгия по детству-юности...

Я тоже компьютеры начал постигать со Спектрума - долгими вечерами после службы (уже в звании старлея! :D ) рубился чуть ли не до утра. А ведь этот античный по сегодняшним меркам комп казался тогда просто выдающимся достижением человеческого гения... как молоды мы были... как быстро развивается цивилизация! :yes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сколько я их собрал ZX Spectrum 48к и ZX Spectrum 128к Пентагон!

А первый собрал Радио 86РК, плату делал сам по журналу Радио. После включения и нескольких часов поиска ошибки заработал! Еще час набивали прогу игры - не помню названия, шарик от стен отскакивал и нужно было его отрезать, поймать. Играли по очереди до полного опупения! :crazy:

Вот например фото

http://vgorev.narod.ru/r_page/m_constr/retro/Sinklar.htm

http://vgorev.narod.ru/r_page/m_constr/retro/Z80.htm

Потом пошли 286 ..... самодельных полностью уже конечно не делал, а сборку все делал сам.

Только если мелочь какую для компа http://vgorev.narod.ru/r_page/m_constr/new/sab.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Маньяки подтягиваются))) Это сейчас все просто, а вот раньше было все очень сложно и интереснее. Я помню как тырил детали на митинском рынке, бывало засунешь варежку в кварцы, они нацепляются и в карман))) Стыдно конечно сейчас за все это, но в 15 лет не задумывался)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А хранение строк! Для обозначения конца строки даже не нужен лишний символ /0 - конец обозначается сдвигом кода последнего символа в верхнюю часть кодовой таблицы, вот так выжимался каждый байт во времена 48Кб памяти :)

Ну, вообще-то никакой "верхней части таблицы" там не было. Была стандартная 7-битная ASCII. Ее расширение появилось только в IBM PC. А использовать старщий бит для обозначения конца строки тогда было принято. В частности, в CP/M-80.

ZX-Spectrum - третий из спаянных мной компьютеров. Наверное поэтому интенсивно и не использовался. Но вещь, безусловно, интересная. Увы, несколько пострадал при переводе на отечественную элементную базу. Ну и появился у нас поздновато. Собственно, это у меня был последний самопаянный компьютер. После были "Поиск", а затем и стандартная "тройка". А первыми "Радио -РК86" и "Орион".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, вообще-то никакой "верхней части таблицы" там не было.

То есть как это не было - в верхней части там хранилась графика UDG и кодовые слова бейсика.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Набор_символов_ZX_Spectrum

А IBM PC тут совершенно ни при чем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То есть как это не было - в верхней части там хранилась графика UDG и кодовые слова бейсика.

Да, по поводу таблицы был не прав.

Но признак конца строки в старшем бите - распространенное решение для 8-разрядных компьютеров, подавляющее большинство из которых имело стандартную таблицу из 128 символов, и никакого отношения к "верхней половине таблицы" он не имеет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, по поводу таблицы был не прав.

Но признак конца строки в старшем бите - распространенное решение для 8-разрядных компьютеров, подавляющее большинство из которых имело стандартную таблицу из 128 символов, и никакого отношения к "верхней половине таблицы" он не имеет.

Насчет того, что распространенное - не знал, я впервые на спектруме с этим столкнулся, просто на писишке для обозначения конца строки использовался \0, а это один лишний байт для каждой строки, а в спектруме увидел вот такое изящное решение.

Ну а как его назвать - старший бит или сдвиг в верхнюю часть таблицы - это неважно, смысл один. Просто при этом последний символ выглядел как взятый из верхней части таблицы, поэтому я так выразился - столько пришлось их пересмотреть в свое время в отладчике :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насчет того, что распространенное - не знал, я впервые на спектруме с этим столкнулся, просто на писишке для обозначения конца строки использовался \0, а это один лишний байт для каждой строки, а в спектруме увидел вот такое изящное решение.

Это не "писишка", это язык программирования Си - именно в нем конец строки обозначается символом с кодом 0. Для "писишки" родной средой был MS DOS, в котором конец строки обозначался даже не одним, а двумя символами с кодами 13 и 10.

И, строго говоря, нулевой символ обозначал не конец строки, а конец текстового фрагмента. Например, фрагмент мог содержать внутри себя символы 13 и 10, в этом случае вывод на экран осуществлялся в несколько строк, а нулевой символ обозначал, где процедуре вывода следует остановиться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...