Статья от 1999 г.
Знаешь, этот X-TRAIL стоит около миллиона долларов и работает на водороде. Только не крути пальцем у виска и не перелистывай страницу — разберись, в чем «фишка», а заодно освежи свои знания в области химии.
Цена: не определена .
Тип двигателя: коаксиальный двигатель .
Максимальные обороты: 12 000 об./мин
Максимальная мощность: 120 л.с.
Максимальный крутящий момент: 280 Нм
Максимальная скорость: 150 км/ч
Максимальная задняя скорость: 40 км/ч
Время разгона до 100 км/ч: 14 с
Снаряженная масса: 1860 кг
Топливный элемент: полимерный электролит
Выходная мощность: 90 кВт
Тип топлива: сжатый водород
Максимальное давление: 70 МПа
Допустимая температура топлива: 60 °С
Запас хода на полном баке: 500 км
Дизайн: ****
Эргономика: ****
Тестостерон: ****
WOW – фактор: ****
МНЕНИЕ STUFF *****
В наши дни FCV-автомобиль и экспериментальный генератор водорода приобретешь лишь за бешеные деньги, но к 2015-му году компания Nissan обещала наладить серийное производство недорогих эко- машин. К тому времени ожидался и бум водородных АЗС. Вот тогда и думай о покупке
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Водородный Nissan создан на базе предыдущего поколения внедорожников X-TRAIL, и даже селектор «псевдоавтомата» кажет- ся хорошо знакомым. Под капотом мощный электромотор и инвертор. Блок топливных элементов расположен под водительским креслом, ионно-литиевая батарея — в полу багажного отделения. А топливный баллон, покрытый слоем армированной углеволоконной пластмассы, находится под вторым рядом сидений — задние пассажиры упираются головой в потолок салона. Заводится X-TRAIL FCV обычным ключом, за- пуск двигателя занимает около 10 с. Кстати, мотор лишний раз лучше не глушить. Во- первых, это займет еще 4 с. А во-вторых, под воздействием «механизма обратного тока» углеродная пленка-подложка катода подвергается коррозии. О том, что Nissan завелся, подскажет лишь цифровая панель приборов и вода, капающая из выхлопной трубы за задним бампером слева, — вот такое бесшумное авто получилось. В процессе движения уже все иначе — подвывает вентилятор в моторном отсеке, что-то булькает под ногами, шумят покрышки по асфальту
ТЕСТ-ДРАЙВ ПО «ВСТРЕЧКЕ» Вначале совет: будешь в Великобритании — не бери машину напрокат. Все хорошо до первого свободного перекрестка с круговым движением. А дальше привычный поворот направо и много удивленных автолюбителей навстречу. Мы сделали это наблюдение в окрестностях английского городка Крэнфильд, где тестировали X-TRAIL FCV. В этом году профессиональный гонщик Франк Эйкхольт разогнал X-TRAIL FCV до 150 км/ч на немецкой трассе Нюрбургринг. Мы на проселочной дороге ускорились лишь до 100 км/ч примерно за 14 с — дальше автомобиль стал «вялым», да и крены в поворотах мешали. До отметки 60 км/ч FCV-внедорожник по динамике напоминает дизельную версию, ведь максимальный крутящий момент электродвигателя Nissan — 280 Нм с самых низких об./мин до 2800. Для разгона X-TRAIL FCV расходуется энергия, выдаваемая блоком топливных эле- ментов и накопительной батареей. В процессе торможения генерируется электроэнергия, которая сохраняется в аккумуляторе. Кстати, все режимы работы топливных элементов и ионно- литиевой батареи наглядно отображаются на дисплее бортового компьютера
«ВОДОРОДНАЯ» ЛЕТОПИСЬ 1996 — Начались разработки технологий FCV (Fuel Cell Vehicles — автомобили на топливных элементах); 1999 — на тестовом треке Nissan появилась опытная модель R'NESSA FCV с реформинг- установкой для извлечения водорода из жидкого метанола; 2000 — компания Nissan присоединилась к калифорнийскому товариществу автопроизводителей по созданию топливных элементов; 2001 — на дорогах штата Калифорния появилась тест-модель XTERRA FCV, работаю- щая «напрямую» на сжатом водороде; 2002 — компания Nissan присоединилась к демонстрационному FCV-проекту министер- ства экономики, торговли и промышленно- сти Японии; 2003 — на дорогах Японии появилась испы- тательная модель X-TRAIL FCV'2002 с пря- мым использованием водорода;
2004 — компания Nissan предоставила автомобиль X-TRAIL FCV'2003 в аренду компа- нии Cosmo Oil, чтобы ежедневно собирать данные о работе при нормальных эксплуатационных условиях; 2005 — появилась новая версия X-TRAIL FCV с улучшенным блоком топливных эле- ментов собственной разработки Nissan; 2006 — стартовала программа повседневных тест-драйвов FCV для сбора дополни- тельных замечаний и предложений от обычных водителей; 2007 — компания Kanagawa Toshi Kotsu при- обрела автомобиль X-TRAIL FCV'2005 для коммерческого проката экологического транспорта; 2008 — грандиозный автопробег Hydrogen Road Tour по 18-ти североамериканским шта- там закончился неудачей: большинство FCV- машин достигли финиша лишь с помощью эвакуаторов.
УГЛЕВОДОРОДАМ — НЕТ, НЕТ, НЕТ Топливо с привычных заправок представляет собой различные соединения водорода и углерода. Простейший углеводород — метан, горючий газ, содержащий один атом угле- рода и четыре атома водорода (CH4, если помнишь). В природном газе доля CH4 составляет около 90%. Внутри совершенной камеры сгорания реакция метана с кислородом дает тепло, воду (H2O) и двуокись угле- рода (CO2) — газ, необходимый для изготовления лимонада, но вредный для климата на планете. Учти вдобавок: на практике еще об- разуются оксид углерода (CO) и оксиды азота (NOx) — опять-таки виновники загрязнения воздуха и глобального потепления. Что касается бензина — это смесь различных углеводородов (как правило, из четырех компонентных групп: парафины, олефины, нафтеины, ароматические соединения), и в результате его сгорания возникают те же «нежелательные» газы: CO2, CO и NOx. Бо- лее того, в сырой нефти, перерабатываемой для производства бензина, содержатся сера и фосфор, еще сильнее загрязняющие выхлоп- ные газы двигателей внутреннего сгорания
ВОДОРОДУ — ДА, ДА, ДА Водород — простейшее топливо, которое при сгорании в кислороде образует воду и вырабатывает тепло — уже можно двигать поршень. Однако X-TRAIL на топливных элементах NEO FC (Fuel Cell — топливная ячейка) представляет собой электромобиль, работающий за счет электроэнергии, производи- мой в процессе химической реакции водорода и кислорода. Для этого водород хранится в специальном баллоне под давлением 70 МПа и оттуда по- ступает в ячейку NEO FC — специальный «бутерброд» из слоев катодного и анодного катализаторов и ионообменной мембраны между ними. Далее ионы водорода проникают через полимерную мембрану PEM и на катоде рекомбинируют с кислородом. В результате окисления водорода вырабатывается электроэнергия и образуется вода — никакого углекислого газа, а КПД топливных элементов достигает уровня 50%. К тому же, водород очень энергоемкое топливо: 1 кг хватит на 100 км.
- 1
Рекомендованные комментарии